Монблан через Дом Дю Гутэ

Альпы. Деревня Шамони. Здесь находится самая высокая гора в Европе (для европейцев) — Монблан.

Шамони.

Пока мы гуляли по окрестностям, на Монблане был шторм. Облака, лежащие на вершине, говорят о сильном ветре.

Монблан в переводе означает «белая гора». Высота его колеблется от 4807м до 4810м в зависимости от толщины снежного покрова.
В октябре в Шамони low-season. Горные поезда не ездят, фуникулеры не работают.
Нам предстоит чистый подъем с 1050м до вершины без забросов.

В первый день подъема нам предстоял 10-ти часовой переход. В первые три часа два человека повернули назад. «Монблан — это три дня вертикально вверх», — говорил наш гид. И это было правдой. Редкие передышки в виде более-менее горизонтальных участков были счастьем.

Если сильно увеличить фото, то наверху можно увидеть трехэтажный приют. Когда мне сказали, что мы пойдем именно туда, я посчитала это шуткой.

Часть пути проходила по железной дороге через тоннель. По ней можно было подниматься с самого начала, но идти по камням и шпалам неудобно.
Рюкзаки были полны еды и теплой одежды, поэтому сильно замедляли шаг.

Приют «Орлиное гнездо» был на половине пути первого дня. Некоторые группы ночуют в нем, но мы пошли дальше.
Все приюты в сезон платные. Ночевка стоит около 100 евро. Когда сезон заканчивается, их оставляют открытыми.
Страшный ледник рядом завораживает своей красотой.

Путь от «Орлиного гнезда» до приюта «Тетрус» был адом. Из-за потери времени на поиски отставших мы могли не успеть засветло. А ночевать на скалах совсем не хотелось. Поэтому мы груженые практически бежали вверх по камням. На фото даже не видно здания вдалеке, до которого нужно было дойти. О том, что горные ботинки придется надеть в первый день, я и не подозревала. А они совсем не похожи на домашние тапочки.
В этот день по скалам шли без страховки. Редкие виа-ферраты были счастьем.

Утро второго дня началось с моих слез.
Гид сказал, что с сегодняшнего дня начинается настоящий альпинизм и тем, кто боится висеть над пропастью, лучше остаться в приюте.
Пару часов во мне поочередно побеждали то страх, то желание дойти до конца. И все же я решила пойти.
Тем же утром нам устроили мини-тренировку по использованию жумаров и восьмерок.

Путь второго дня. 700м вертикально вверх по камням.

Улыбка для фото из последних сил.

«Кулуар смерти» выглядит совсем не так страшно, как какое-нибудь болото с крокодилами. Но тем не менее он очень опасен. Здесь гора играет в боулинг альпинистами, катая в них камни. К тому же под ногами сыпуха, по которой легко скатиться вниз на пару сотен метров.
Секрет более-менее безопасного прохождения в том, чтобы пройти этот участок до того, как он будет согрет солнцем. Тогда все камни подмерзают и держатся на склоне.
Местные пробегают это место почти бегом. Мы шли дольше, так как были связаны страховкой.

700м по скалам. Для меня это было настолько страшно, что о фото не было и речи.
6 часов вертикально вверх. Виа-ферраты были лишь в начале и в самом конце пути. Только пристегнувшись к ним чувствуешь себя в безопасности. Остальное время шли в связке на скользящей страховке.
После обеда мы забрались в тот самый приют на скале. Это был Гюте.
Отсюда ночью штурмовой выход на вершину.

Штурм вершины, как обычно, начинался ночью.
Нам предстояло набрать 1000м.
Мне нравится идти в темноте: не страшно, потому что не видишь на какой ты высоте, не берет отчаяние, потому что не видно, как далеко еще идти. Просто включаешь монотонный режим и ползешь, приговаривая: «я-иду-на-монблан-я-иду-на-монблан-я-иду…»

Ни с чем нельзя сравнить чувство, когда встречаешь рассвет на горе. Впереди еще долгий путь, но уже можно оглянуться назад и увидеть, сколько прошел за ночь. Это придает силы для продолжения пути.
Что-то говорить о красоте вокруг смысла нет. Ни одна фотография не передаст того чуда, которое окружает тебя в горах.

Монблан настолько огромный, что отбрасывает тень на небо..

Ночью по дороге мы заходили в приют. К сожалению, было не до фото. Но мы еще зайдём в него на обратном пути.
В приюте есть сигнальная кнопка для связи с врачом и вызова вертолета.

Еще пара натянутых улыбок на отекших и распухших лицах. Зато это мы, Монблан и его тень.

Каждый гребень казался последним. Что вот сейчас на нем мы найдем вершину горы. Но за ним был следующий, а затем еще один, а потом еще…
Высоту гребней тоже не передать словами. По обе стороны через пару сотен метров их крутые склоны оканчивались трещинами в леднике, глубина которых известна одному Богу.

И каждый раз, когда я думала, что все самое страшное уже позади и осталось только потерпеть, появлялось новое испытание.
Буквально пару лет назад на Монблане образовалась новая трещина и стенка около 10м в высоту. Здесь мы достали жумары.
Для того, чтобы встать на стену, нужно было перешагнуть трещину, пусть полметровую, но без дна…

Монблан. 4810м.
В этот раз я особенно ясно осознала, что люди ничего не покоряют. Гора или пускает, или нет.
Монблан, спасибо, что пустил. Спасибо, что вернулись.

В гостях у неба..

Дорога вниз была не менее увлекательной, чем наверх.
Тропинки по гребням порой напоминали американские горки.

Как только мы ушли с вершины, Монблан игриво спрятался в облака.

Закат с приюта Гюте.

Что может быть страшнее, чем карабкаться 700м по скале вверх? Спускаться с нее вниз. По темноте.
Солнце приходит в «Кулуар смерти» около 12-ти. До этого времени нам нужно успеть спуститься со скалы. Выходим в 6 утра затемно.

Солнце, как в «Золото Маккены», тенью бежало по кулуару. Но мы успели.

Еще 6 часов почти бегом вниз, с коротким перерывом на обед. Колени начали гнуться в обратную сторону, рюкзак снова стал тяжелым от теплой одежды. Но душ и мягкая постель — лучший стимул для возвращения.

Отдельное слово следует сказать о нашем гиде, Юрии Ермачеке.
У меня было море эмоций — предвкушение, страх, слезы, радость, снова страх.. А в это время Юрий спокойно делал свою работу, прокладывая дорогу и оберегая наши жизни, чутко прислушиваясь к горе. Сколько кольев было забито в лёд, сколько петель завязано на камнях — никто не считал. Но каждый удар молотка, каждый узел были ради нашей безопасности.
Сейчас, внизу, я осознаю, что страх был по большей части в моей голове, привыкшей в теплому кабинету и обществу компьютера. Но наверху, когда адреналин зашкаливал, я пошла в строю за Юрием, бесстрашно спрыгивающим с гребней, чтобы забить колья безопасности. И в такие моменты мне даже становилось стыдно, что я боюсь стоять в это время на тропе.
Юрий, спасибо за наше путешествие. Такая «экскурсия» дарит моменты, о которых вспоминаешь всю жизнь.